Крокет — старая, но вечно юная игра. Родина её — Англия; оттуда она распространилась по всем странам света. Не в пример многим другим играм, давно уже забытым или вышедшим из моды, крокет не теряет своей популярности среди молодежи, которая посвящает ему долгие часы своего досуга. Крокетом нередко увлекаются и люди весьма почтенного возраста.
Широкая распространенность и столь же широкая популярность крокета, объясняется, главным образом, тем, что он не требует от играющих ни особой траты, ни особого напряжения сил и, при всей своей несложности, дает большой простор для проявления известной ловкости и находчивости.
Место и принадлежности игры
Местом для игры в крокет может служить всякая ровная и плотно утрамбованная площадка.
Принадлежности игры — следующие:
8 молотков;
8 шаров;
9 или 10 ворот;
2 столбика или колышка
10 или 12 всадников.
Молотки — деревянные, обыкновенного вида, с длинной, до 32 дюймов (1 дюйм = 2,54 см; 81,28 см), ручкой и цилиндрической формы головкой (рис. 1).
Шары должны иметь З 1/2 или 4 дюйма (8,9 см или 10,2 см) в диаметре и весит не менее 32-33 лотов (1 лот =
12,797г; 409,51 — 422,307 грамм). Их обыкновенно делаютъ из березового дерева, которое не скоро трескается, не разбухает и не сильно высыхает, благодаря чему шары сохраняют правильную форму (рис. 2).
Ворота — это проволочные или деревянные дуги с заостренными концами, которые дают возможность втыкать их легко и прочно в землю. Форма ворот двоякая: круглая и прямоугольная. Ширина ворот вдвое больше диаметра шара, т.е. около 8 дюймов (20,3 см), высота — до 10 дюймов (25,4 см) (рис. З и 4).
Столбы или колышки представляют собой палки с заостренными концами вышиной немногим больше 3/4 аршина (1 аршин=71,12 см; 53,8 см). Один столб называется входным, а другой — обратным (рис. 5).
Всадники — это металлические зажимы и служат для того, чтобы отмечать ими ворота, пройденные шарами тех или иных из участников игры.
Окраска принадлежностей игры
Шары окрашиваются в 8 цветов: красный, черный, голубой, малиновый, желтый, коричневый, оранжевый и зеленый, или же просто, с кольцеобразными полосами каждого из этих цветов.
Головки и ручки молотков окрашиваются в те же цвета, что и шары: на головке и ручке каждого молотка по полоске данного цвета.
Столбы или колышки раскрашены восьмицветными кольцами в следующем порядке (сверху вниз): голубой, малиновый, черный, желтый, коричневый, оранжевый, зеленый, красный.
Всадники имеют по одноцветной полоске из цветов, в которые окрашены шары.
Число игроков
В игре могут участвовать от 2 до 8 человек, но наибольший интерес игра представляет при двух игроках.
При наличности полного комплекта игроков каждый из них играет одним шаром. При неровном числе, напр., если играют 7, один получает два шара.
Когда играют только двое, каждый играет двумя шарами, причем шары чередуются, как будто играют четверо.
Игроки, сколько бы их ни было, делятся на партии, из которых одна является противницей другой.
Игроки берут себе шары по соглашению или по жребию. Получившие голубой, черный, коричневый и зеленый, составляют одну партию, а получившие красный, малиновый, оранжевый и желтый — вторую.
Двое игроков берут обыкновенно: один красный и зелёный шары, а другой, голубой и жёлтый.
Расстановка ворот
Существуют три главных формы расстановки ворот, при чем каждая имеет свое название, а именно: «Орел», «Андреевский крест» и «Всеанглийский клуб». Но наиболее общепринятым является первая форма «Орел», которая и показана на рис. 6. (В книге данная схема поля напечатана верх ногами. В других источниках эта расстановка называется «Андреевский крест». Расстановка «Орёл» — расстановка без центральных ворот, дополнительно устанавливаются боковые ворота на уровне центральных, на поле не 9, а 10 ворот. Боковой проход через трое ворот («крылья»).См. репродукцию.).
На рис. нижний столб будет входным, а верхний — обратным.
Задача игроков
Задача и цель играющих партий заключаются в том, чтобы прогнать каждый из своих шаров через все ворота, ударить им об обратный столбик и вернуться, опять-таки через все ворота, к входному столбику. Этому, конечно, мешают противники, и вся игра именно сводится к тому, чтобы облегчать себе продвижение вперед и создать затруднения противникам.
И то и другое, разумеется, делается по известным правилам и в известном порядке, усвоение которых достигается, главным образом, практикой, т. е. частой игрой.
Ход игры
Каждый игрок, начиная игру, кладет свой шар на половине расстояния между входным столбом и первыми воротами и бьет по нем молотком так, чтобы он прошел первые, а если возможно и вторые ворота. Следующие удары принадлежат ему до тех пор, пока он удачно бьет, т. е. пока он с каждым ударом по порядку проходит ближайшие ворота или, согласно правилам, рокирует и крокирует своим шаром какой-либо другой шар.
Когда таким образом будет пройдена половина всех ворот, игрок должен ударить своим шаром по обратному столбу и гнать его затем через другую половину непройденных еще ворот «домой».
Если он дотронется теперь своим шаром до входного столба, то будет не только дома, но и «мертвый». Но пока остальные шары своей партии домой еще не пришли, ударяться о входной столб избегают; напротив, пройдя последние ворота, стараются выгнать свой шар за входной столб, — шар тогда становится «разбойником».
Разбойник, когда наступает его очередь бить, направляется, куда ему угодно; он, по возможности, вредит противной партии, и, рокируя и крокируя шары своей партии, помогает ей достигнуть победы.
Только когда все шары своей партии благополучно прошли все ворота, можно ударить своим шаром о входной столб и «выйти» из игры. Выигрывает же та сторона, которая раньше выведет из игры (сделает мертвыми) все свои шары.
Рокирование и крокирование
Если игрок касается другого шара через расстояние, что называется рокированием, он может сделать второй удар, отбить рокированный шар, т. е. крокировать. Крокирование происходит так: приложив свой шар к рокированному шару, нажимают его ногой и бьют молотком, отчего чужой шар откатывается в сторону (рис. 7).
К крокированию или рокированию прибегают с целью скорейшего прохождения пути.
Этим играющий встречая на своем пути шары, идущие с ним по одному направлению, устраняет их с дороги. Удачное рокирование дает ему право на два удара, после чего он одним ударом ставит свои шар на позицию, а другим проходит следующие ворота, или же отбивает сначала шар противника, а потом ставит шар, на позицию или же проходит ворота сразу.
Каждое рокирование дает право на два удара.
Допускается рокировка нескольких шаров подряд, до первого промаха. Но рокировать один и тот же шар 2 раза, не пройдя между этими двумя ударами ворот, нельзя.
Отбивать шары надобно с расчетом: шары своей партии проводить через ворота или ставить на позиции, а шары противников отгонят в сторону, противоположную их направлению.
Рокирущий теряет право продолжать игру до следующей очереди, если при крокировании у него выскочит шар из-под ноги.
Если при рокировке шар играющего случайно пройдет ворота, то он считается сделанным, а рокированный шар остается в покое, а если пройдет ворота рокированный шар, а шар играющего не пройдет их, то играющий не может продолжать игры до новой своей очереди; прошедший же через ворота рокированный шар считается сделанным. Шар, остановившийся за дугой на расстоянии молотка, считается прошедшим ворота.
Срезывание шара
Иногда приходится так крокировать, чтобы оба шара покатилис по разным направлениямъ. Такого рода крокирование называется срезываниемъ шара.
Срезывание достигается особым ударом, которым каждый из шаров направляется к определенному месту, в определенную сторону (рис. 8). Это — один из самых трудных приемов игры и достигается только путемъ долгаго упражнения.
Общее правило игры в крокет
Игрок никогда не должен забывать, что он только член борющейся партии;
он никогда не должен добиватъся победы лично для самого себя, он должен играть только в интересах всей своей партии, ибо победа достигается только при совместныхъ усилияхъ всех участников. Если каждый игрок думает только о том, чтобы провести свой шар черезь ворота до входнаго столба, нисколько не заботясь о своях товарищах, то крокет становится безсмысленнымъ и скучным. Игра привлекательна только при совместных, требующих и соображения и искусства, усилиях всех участников.
Источник: Крокет. Общие правила игры. М.Волков. 1916. Безплатное приложение к журналу «Задушевное Слово». Издание т-ва М.О.Вольф, 1916. Петроград и Москва. Типография Товарищества М. О. Вольф, Петроград.