Крокетъ — старая, но вечно юная игра. Родина ея — Англiя; оттуда она распространилась по всемъ странамъ света. Не въ примеръ многимъ другимъ играмъ, давно уже забытымъ или вышедшимъ изъ моды, крокетъ не теряетъ своей популярности среди молодежи, которая посвящаетъ ему долгiе часы своего досуга. Крокетомъ нередко увлекаются и люди весьма почтеннаго возраста.
Широкая распространенность и столь же широкая популярностъ крокета, объясняется, главнымъ образомъ, темъ, что онъ не требуетъ отъ играющихъ ни особой траты, ни особаго напряженiя силъ и, при всей своей несложности, даетъ болъшой просторъ для проявленiя известной ловкости и находчивости.
Место и принадлежности игры
Местомъ для игры въ крокетъ можетъ служить всякая ровная и плотно убитая площадка.
Принадлежности игры — следующiя:
8 молотковъ
8 шаровъ
9 или 10 воротъ
2 столбика или колышка
10 или 12 всадниковъ.
Молотки — деревянные, обыкновеннаго вида, съ длинной, до 32 дюймовъ (81,3 см; 1 дюйм=2,54 см), ручкой и цилиндрической формы головкой (рис. 1).
Шары должны иметь З 1/2 или 4 дюйма (8,9 см или 10,2 см) въ дiаметре и весить не менее 32-33 лотовъ. Ихъ обыкновенно делаютъ изъ березоваго дерева, которое не скоро трескается, не разбухаетъ и не сильно высыхаетъ, благодаря чему шары сохраняютъ правильную форму (рис. 2).
Ворота — это проволочныя или деревянныя дуги съ заостренными концами, которые даютъ возможность втыкать ихъ легко и прочно въ землю. Форма воротъ двоякая: круглая и прямоугольная. Ширина воротъ вдвое больше дiаметра шара, т.е. около 8 дюймовъ (20,3 см), вышина — до 10 дюймовъ (25,4 см) (рис. З и 4).
Столбы или колышки представляютъ собою палки съ заостренными концами вышиной немногимъ больше 3/4 аршина (53,8 см; 1 аршин=71,12 см). Одинъ столбъ называется входнымъ, а другой — обратнымъ (рис. 5).
Всадники — это металлическiе зажимы и служатъ для того, чтобы отмечать ими ворота, пройденныя шарами техъ или иныхъ изъ участниковъ игры.
Окраска принадлежностей игры
Шары окрашиваются въ 8 цветовъ: красный, черный, голубой, малиновый, желтый, коричневый, оранжевый и зеленый, или же просто, съ кольцеобразными полосами каждаго изъ этихъ цветовъ.
Головки и ручки молотковъ окрашиваются въ те же цвета, что и шары: на головке и ручке каждаго молотка по полоске даннаго цвета.
Столбы или колышки раскрашены восьмицветными кольцами въ следующемъ порядке (сверху внизъ): голубой, малиновый, черный, желтый, коричневый, оранжевый, зеленый, красный.
Всадники имеютъ по одноцветной полоске изъ цветовъ, въ которые окрашены шары.
Число игроковъ
Въ игре могутъ участвовать отъ 2 до 8 человекъ, но наибольшiй интересъ игра представляетъ при двухъ игрокахъ.
При наличности полнаго комплекта игроковъ каждый изъ нихъ играетъ однимъ шаромъ. При неровномъ числе, напр., если играютъ 7, одинъ получаетъ два шара.
Когда играютъ только двое, каждый играетъ двумя шарами, при чемъ шары чередуются, какъ будто играютъ четверо.
Игроки, сколько бы ихъ ни было, делятся на партiи, изъ которыхъ одна является противницей другой.
Игроки берутъ себе шары по соглашенiю или по жребiю. Получившiе голубой, черный, коричневый и зеленый, составляютъ одну партiю, а получившiе красный, малиновый, оранжевый и желтый — вторую.
Двое игроковъ берутъ обыкновенно: одинъ красный и зелёный шары, а другой, голубой и жёлтый.
Разстановка воротъ
Существуютъ три главныхъ формы разстановки воротъ, при чомъ каждая имеетъ свое названiе, а именно: «Орелъ», «Андреевскiй крестъ» и «Всеанглiйскiй клубъ». Но наиболее общепринятымъ является первая форма «Орелъ», которая и показана на рис. 6. (В книге данная схема поля напечатана верх ногами. В других источниках эта расстановка называется «Андреевский крест». Расстановка «Орёл» — расстановка без центральных ворот, дополнительно устанавливаются боковые ворота на уровне центральных, на поле не 9, а 10 ворот. Боковой проход через трое ворот («крылья»).См. репродукцию.).
На рис. нижнiй столбъ будетъ входнымъ, а верхнiй — обратнымъ.
Задача игроковъ
Задача и цель играющихъ партiй заключаются въ томъ, чтобы прогнать каждый изъ своихъ шаровъ черезъ все ворота, ударить имъ объ обратный столбикъ и вернуться, опять-таки черезъ все ворота, къ входному столбику. Этому, конечно, мешаютъ противники, и вся игра именно сводится къ тому, чтобы облегчать себе продвиженiе впередъ и создать затрудненiя противникамъ.
И то и другое, разумеется, делается по известнымъ правиламъ и въ известномъ порядке, усвоенiе которыхъ достигается, главнымъ образомъ, практикой, т. е. частой игрой.
Ходъ игры
Каждый игрокъ, начиная игру, кладетъ свой шаръ на половине разстоянiя между входнымъ столбомъ и первыми воротами и бьетъ по немъ молоткомъ такъ, чтобы онъ прошелъ первыя, а если возможно и вторыя ворота. Следующiе удары принадлежатъ ему до техъ поръ, пока онъ удачно бьетъ, т. е. пока онъ съ каждымъ ударомъ по порядку проходитъ ближайшiя ворота или, согласно правиламъ, рокируетъ и крокируетъ своимъ шаромъ какой-либо другой шаръ.
Когда такимъ образомъ будетъ пройдена половина всехъ воротъ, игрокъ долженъ ударить своимъ шаромъ по обратному столбу и гнать его затемъ черезъ другую половину непройденныхъ еще воротъ «домой».
Если онъ дотронется теперь своимъ шаромъ до входнаго столба, то будетъ не только дома, но и «мертвый». Но пока остальные шары своей партiи домой еще не пришли, ударяться о входной столбъ избегаютъ; напротивъ, пройдя последнiя ворота, стараются выгнать свой шаръ за входной столбъ,-- шаръ тогда становится «разбойникомъ».
Разбойникъ, когда наступаетъ его очередь бить, направляется, куда ему угодно; онъ, по возможности, вредитъ противной партiи, и, рокируя и крокируя шары своей партiи, помогаетъ ей достигнуть победы.
Только когда все шары своей партiи благополучно прошли все ворота, можно ударить своимъ шаромъ о входной столбъ и «выйти» изъ игры. Выигрываетъ же та сторона, которая раньше выведетъ изъ игры (сделаетъ мертвыми) все свои шары.
Рокированiе и крокированiе
Если игрокъ касается другого шара черезъ разстоянiе, что называется рокированiемъ, онъ можетъ сделать второй ударъ, отбить рокированный шаръ, т. е. крокировать. Крокированiе происходитъ такъ: приложивъ свой шаръ къ рокированному шару, нажимаютъ его ногой и бьютъ молоткомъ, отчего чужой шаръ откатывается въ сторону (рис. 7).
Къ крокированiю или рокированiю прибегаютъ съ целью скорейшаго прохожденiя пути.
Этимъ играющiй встречая на своемъ пути шары, идущiе съ нимъ по одному направленiю, устраняетъ ихъ съ дороги. Удачное рокированiе даетъ ему право на два удара, после чего онъ однимъ ударомъ ставитъ свои шаръ на позицiю, а другимъ проходитъ следующiя ворота, или же отбиваетъ сначала шаръ противника, а потомъ ставитъ шаръ, на позицiю или же проходитъ ворота сразу.
Каждое рокированiе даетъ право на два удара.
Допускается рокировка несколькихъ шаровъ подърядъ, до перваго промаха. Но рокировать одинъ и тотъ же шаръ 2 раза, не пройдя между этими двумя ударами воротъ, нельзя.
Отбивать шары надобно съ расчетомъ: шары своей партiи проводить черезъ ворота или ставить на позицiи, а шары противниковъ отгонять въ сторону, противоположную ихъ направленiю.
Рокирущiй теряетъ право продолжать игру до следующей очереди, если при крокированiи у него выскочитъ шаръ изъ-подъ ноги.
Если при рокировке шаръ играющаго случайно пройдетъ ворота, то онъ считается сделаннымъ, а рокированный шаръ остается въ покое, а если пройдетъ ворота рокированный шаръ, а шаръ играющаго не пройдетъ ихъ, то играющiй не можетъ продолжать игры до новой своей очереди; прошедшiй же черезъ ворота рокированный шаръ считается сделаннымъ. Шаръ, остановившiйся за дугой на разстоянiи молотка, считается прошедшимъ ворота.
Срезыванiе шара
Иногда приходится такъ крокировать, чтобы оба шара покатились по разнымъ направленiямъ. Такого рода крокированiе называется срезыванiемъ шара.
Срезыванiе достигается особымъ ударомъ, которымъ каждый изъ шаровъ направляется къ определенному месту, въ определенную сторону (рис. 8). Это — одинъ изъ самыхъ трудныхъ прiемовъ игры и достигается только путемъ долгаго упражненiя.
Общее правило игры въ крокетъ
Игрокъ никогда не долженъ забывать, что онъ только членъ борющейся партiи;
онъ никогда не долженъ добиватъся победы лично для самого себя, онъ долженъ играть только въ интересахъ всей своей партiи, ибо победа достигается только при совместныхъ усилiяхъ всехъ участниковъ. Если каждый игрокъ думаетъ только о томъ, чтобы провести свой шаръ черезъ ворота до входнаго столба, нисколько не заботясь о свояхъ товарищахъ, то крокетъ становится безсмысленнымъ и скучнымъ. Игра привлекательна только при совместныхъ, требующихъ и соображенiя и искусства, усилiяхъ всехъ участниковъ.
Источник: Крокет. Общие правила игры. М.Волков. 1916. Безплатное приложение к журналу «Задушевное Слово». Издание т-ва М.О.Вольф, 1916. Петроград и Москва. Типография Товарищества М. О. Вольф, Петроград.