Возрождение крокета в современной России вызвало необходимость уточнения правил Русского крокета. С каждым годом игра в крокет начинает пользоваться все большим успехом. Но до сих пор не было единых и точных правил этой игры, соответствующих текущему динамичному времени.
При составлении настоящего описания и правил игры учтены разнообразные варианты отдельных правил, практика игры, мнения игроков и, принимая во внимание характер и цели игры, взято именно то, что является наиболее целесообразным, оптимальным и рациональным в соответствии со стремительной современной жизнью.
Описание игры в Русский крокет с комментариями
В крокет играют пара на пару, или один на один. Игроки играют по очереди, каждый своим шаром (или шарами), шары окрашены в разные цвета или имеют очевидную маркировку.
Игра проходит на площадке длиной 11 метров и шириной 5 метров с расстановленными в определенном порядке 10-ю калитками (в центре две из них скрещены) и 2-мя деревянными колышками. Поверхность площадки должна быть ровной: газон, утрамбованный песок или искусственное покрытие (искусственный газон).
Задача игроков, соблюдая очерёдность ходов (ход, может содержать несколько ударов), первыми провести свои шары от своего колышка до противоположного и обратно, ударив в свой колышек шаром, тем самым завершив игру.
В игре используются специальные крокетные молотки, с помощью которых шары ударами проводятся через серию расставленных калиток в определённом порядке и направлении. Игроки совершают свои ходы по очереди, делая удары по статичному шару, с того места, где он остановился. Первый удар (ввод шара в игру) производится по шару, установленному между своим колышком и первой калиткой, на расстоянии не ближе 20 см до первой калитки (в неофициальных играх, на длину ударной части молотка).
Разрешается наносить удары только ударной плоскостью.
Запрещается: наносить удары боковой стороной молотка и рукояткой;
толкать шары – шары перемещаются только ударами.
Игровое поле
Игра в Русский крокет проходит на специально подготовленной ровной площадке длиной
11 метров и шириной 5 метров с расстановленными в определенном порядке
10-ю калитками (в центре — пара крест-накрест) и 2-я деревянными колышками.
Поверхность площадки должна быть ровной, без выбоин и возвышений, которые могут повлиять на траекторию движения шаров. Обычно играют на коротко подстриженном газоне или на искусственном газоне, иногда играют на площадке с крупно сеянным песком.
Расстановка ворот и колышков на площадке производится по определенному порядку следующим образом, см. схему, точки - центры калиток.
Схема разметки площадки для игры в Русский крокет.
Из угла в угол площадки размером 11 х 5 метров, намечаются линии диагоналей. Точка пересечения этих линий будет центром площадки (точка «М»), над этой точкой ставится «мышеловка» — две калитки крест-накрест параллельно сторонам площадки.
На пересечении короткой границы и длинной оси площадки (точка «К», см. на схеме) устанавливается колышек.
От точки «К», на которой устанавливается стартовый-финишный колышек, на центральной длинной оси поля отмеряется 0,5 м — точка «1», над этой точкой устанавливается первая калитка параллельно короткой границе.
От точки «1» по центральной длинной оси отмеряется 1 м — точка «2», над ней устанавливается вторая калитка параллельно короткой границе и первой калитке.
От точки «2» (или «М») по центральной длинной оси поля отмеряется 2 м — точка «Т». От точки «Т» в стороны к длинным границам отмеряется по 2 м — точки «3» и «4», над этими точками устанавливаются калитки.
На второй половине площадки оборудование, колышек и калитки расставляются аналогично, но зеркально относительно центральной короткой оси поля.
Границы игрового поля чётко отчерчиваются или натягивается белый шнур, лежащий на земле.
Аут (пересечение границы, уход шара с поля) — неотъемлемая часть игрового процесса, заставляющая игрока быть более дисциплинированным, собранным, анализировать и контролировать свои действия, силу ударов.
Размеры расстояний между калитками на игровой площадке достаточно простые. Иногда, играя в парке, на даче или на пляже, единицей измерения может быть крокетный молоток, он меньше метра, но отложив правильно расстояния: половина молотка (0,5), молоток (1), два молотка (2) и так далее, вы сохраните главное – геометрию поля несмотря на то, что поле будет чуть меньше.
Оборудование для игры
Для игры в Русский крокет используют специальные молотки с длинными ручками, шары, колышки и калитки (ворота, воротики, воротца, арки, проходы). Молотки, шары и колышки чаще изготавливают из дерева, но бывают и полимерные, калитки — металлические, изготавливают из круглого прута.
Шары – 4 штуки, диаметр – 92 мм (международный стандарт), синего, красного, чёрного и жёлтого цвета (классический окрас). Также, шары маркируют полосами: шар с одной красной полосой и шар с двумя красными полосами для первой команды, шар с одной чёрной полосой и шар с двумя чёрными полосами для второй команды. Шары могут быть любого цвета или маркировки, главное, чтобы было очевидное отличие, так как каждый игрок играет своим шаром в парной игре и двумя шарами в одиночной игре. По шарам определяется очерёдность игры. Если играют синий и чёрный против красного и жёлтого, первым играет игрок с синим шаром, вторым – с красным, потом – с чёрным и затем – с жёлтым. Или, первым играет игрок шаром с одной красной полосой, за ним игрок с одной чёрной полосой, затем – с двумя красными, потом игрок с шаром, который маркирован двумя чёрными полосами.
1 – 3: классическая маркировка шаров; полностью окрашены либо имеют полосы; двухцветные – отличаются количеством полос (2).
4: шары могут иметь любую маркировку, но с очевидным отличием друг от друга.
Калитки: 10 штук (две из них скрещены под прямым углом); П-образные, из металлического прута диаметром – 10 мм (5 мм для мобильной площадки). Внутреннее расстояние между параллельными стойками – 18 см, от поверхности игрового поля до верха перекладины – 30 см (плюс установочные – 10 см, вбиваются в поле). Перекладина должна быть прямой под прямым углом к боковым опорам. Калитки полностью окрашены в белый цвет, либо могут быть не окрашены.
Калитки на поле должны иметь одинаковые размеры, быть установлены вертикально и надёжно закреплены на игровом поле (вбиты).
Колышки: 2 штуки, диаметр – 3 см, высота над уровнем поля – 40 см; должны быть установлены вертикально; могут быть окрашены в белый цвет, верх может быть маркирован красным и синим (или чёрный) цветами, тем самым обозначая стороны соперников.
Крокетный молоток состоит из длинной ручки и ударной головки. Длина молотка – 90 см ± 10 см; головка молотка, ударная часть: длина – 16 см, диаметр – 6 см, ударные плоскости параллельные, допускается одна выпуклая для крокетных ударов из-под ноги.
Клипсы (зажимы, прищепки, «всадники») – необязательный элемент. Изготовлены из пластика, металла или других материалов. Цвета зажимов идентичны цветам шаров, используемых в игре. Зажимы используются для маркировки следующей цели, которую следует пройти игроку.
В начале каждого хода очередная калитка должны быть отмечена клипсой (прещепкой) соответствующего цвета. Когда шар проходит отмеченную калитку, игрок должен снять свою клипсу и в конце хода поместить её на следующую по очереди калитку. Клипса ставится на горизонтальную перекладину первых семи калиток и на боковую опору последних семи (на обратном пути, втором круге). Это делается для ориентации игроков, кто куда идёт.
Игра
Соперники начинают игру с противоположных сторон игрового поля, максимально мешая друг другу продвигаться к цели, сбивая шары. На схеме показаны пути движения соперников. Шар, не прошедший «мышеловку» (4), называется – «юнга», прошедший «мышеловку» – «боец», шар прошедший все калитки (1 – 14) – «разбойник».
Схема движения первой команды (игрока) и второй команды (игрока).
Удар
При ударе молоток можно держать любым способом. Разрешается удары только ударными плоскостями (и, если есть, выпуклой, для крокетных ударов из-под ноги). Запрещается наносить удары боковой стороной молотка и рукояткой.
Удар по шару должен быть именно ударом, ни в каком случае не толчком или движком. Под движком надо понимать такой удар, когда молоток, производя удар по шару, проходит некоторое расстояние в соприкосновении с ним.
Касание молотком шара при ударе приравнивается к самому удару, то есть, если, готовясь к удару, игрок коснется шара, то считается, что удар уже сделан.
«Нулевой» удар или вертикальный
Если игроку невыгодно сдвигать шар с позиции, может ограничиться просто прикосновением к нему молотком. Касание молотком шара приравнивается к удару.
Начальный удар
Шар устанавливается между колышком и первой калиткой на расстоянии не ближе 20 см (в неофициальных играх, на длину ударной части молотка) от калитки, в любом месте условной стартовой линии.
При начальном ударе шар ставится в любом месте между колышком и первой калиткой, но не ближе к границе калитки, чем на 20 см (или ударную часть молотка).
Дополнительные удары
Игроки совершают свои ходы по очереди. Первоначальный ход игрока состоит только из одного удара, однако игрок может получить право на дополнительные удары (ход может содержать несколько ударов) в случаях:
Если игровой шар (шар, которым играют - «игровой шар») проходит калитку, в соответствии с маршрутом и в правильном направлении, игрок получает право на ещё один удар. Дополнительные удары плюсуются, если шар проходит с одного удара две калитки - 1 и 2, 6 и 7 (8 и 9, 13 и 14, соответственно, см. схему), игрок получает 2 дополнительных удара. Если игрок, имея два дополнительных удара, после прохождения калиток 1 и 2, с одного удара проходит калитку 3, то он имеет только один удар за прохождение ворот 3, дополнительные удары после прохождения калитки не плюсуются (кроме вышеуказанных).
Если шар игрока проходит «мышеловку» («мышеловка» — см. схему, скрещенные калитки 4 (11), проход под углом 450 относительно осей поля), игрок получает право на два дополнительных удар. Проход в другом направлении не считается прохождением «мышеловки».
Суммируются только проходы калиток 1 и 2, 6 и 7 (8 и 9, 13 и 14, соответственно, см. схему). Остальные калитки не суммируются, дополнительный удар, если шар прошёл 2 и более калиток, даётся по последней калитке или колышку. Геометрия поля позволяет проходить с одного удара, к примеру, калитку 3, 4 («мышеловка») и 5, но дополнительный удар даётся только по проходу последней калитки (аналогично проходу калиток с отскока от колышка). Если игрок прошёл калитки 3 и 4 с одного удара, даётся 2 дополнительных удара за «мышеловку», а не три (1 удар за калитку 3, 2 удара за калитку 4 «мышеловку» - не суммируются). Если игрок прошёл «мышеловку» и калитку 5 с одного удара, то игрок получает всего один дополнительный удар за проход 5-й калитки.
Очки за прохождение калиток. Суммируются только дополнительные удары за прохождение пар калиток, ближних к колышкам.
Во всех остальных случаях дополнительный удар даётся за последний проход или удар по колышку, то есть, не суммируются.
Удар о противоположный колышек дает, как и проход калитки, право на дополнительный удар, который производится с места остановки шара после удара о колышек. Колышек также не суммируется с калитками.
К примеру, если игрок одним ударом прошёл калитки 6 и 7 и попал в колышек противоположной стороны, то дополнительный удар даётся только один за колышек. Если шар, пройдя калитки 6, 7, ударился о колышек и прошёл калитку 8 (обратное направление) – даётся один удар за проход калитки 8, за колышек дополнительный удар уже не даётся (не плюсуется); если проскочил калитки 8 и 9, то даётся два дополнительных удара, за проход калиток 8 и 9, за колышек дополнительный удар не даётся (не плюсуется).
Если игровой шар делает рокировку (иногда употребляется термин – крокировка), ударяется в другой шар, получает два дополнительных удара — крокетный удар и свободный.
Рокировать — значит попасть своим шаром в другой шар. Если шар игрока ударяет другой шар (делает рокировку), игрок получает право на два дополнительных удара, крокетный удар и свободный удар (направление по желанию игрока). Рокировать может только шар «боец» (прошедший «мышеловку») и только такой же шар «боец».
Рокировать можно шар как своей, так и чужой команды.
Столкновение. Попадание своим шаром в другой шар, столкновение шаров в комбинации «юнга» – «юнга» (не прошедшие «мышеловку»), или «боец» – «юнга», или «юнга» – «боец», не даёт дополнительных ударов, но, если игрок до столкновения имел дополнительные удары, он играет их, но без действий, которые влечёт рокировка. Столкновение используют для изменения позиции других шаров.
Крокетный удар. После рокировки, игрок берёт руками свой шар и ставит вплотную к рокированному шару (в который попал) с любой нужной ему стороны, делает крокетный удар из-под ноги. Прижимает свой шар к земле ногой и ударяет по нему так, чтобы рокированный шар пошел в желаемом направлении. После этого игрок получает право на ещё один дополнительный удар по своему шару. Если при этом ударе игровой-шар выскочит из-под ноги ударяющего, игрок теряет право на дальнейший удар.
Крокетный удар из-под ноги.
Рокировать всегда имеет право «разбойник» («разбойник» — шар, прошедший все калитки, но не «заколовшийся» — не ударившийся о свой колышек). Рокировать можно все «живые» шары «бойцы» (прошедшие «мышеловку»), но только «бойцом». После рокировки и крокетного удара, рокированный шар считается «мёртвым», повторно его рокировать можно только после того, как «боец» прошёл очередную калитку.
Шар, сделавший рокировку и завершивший крокетный удар, тем или иным путем коснется «мертвого» шара, то ход заканчивается.
После рокировки игровой шар (к) берётся в руку и устанавливается вплотную к рокированному шару (с) с любой нужной стороны, по игровой шару (к) делается крокетный удар, далее дополнительным ударом игровой шар (к) проходит калитку, и тогда можно вновь рокировать этот же шар (с) (на схеме красный – игровой шар, синий – рокируемый). После рокировки и всех действий дополнительным ударом можно рокировать другой шар - свой или чужой. Крокетным ударом свои шары надо выставить на благоприятные позиции, шары соперника, наоборот, отогнать на неудобные для соперника позиции.
«Разбойник» может рокировать сколько угодно шаров, но один и тот же шар лишь один раз в свой ход.
Прохождение калиток
Запрещается проводить шар через калитку, которую надо пройти, в обратном направлении пути (для установки на позицию) для дальнейшего прохождения в правильном направлении. Выход на позицию делается в обход калитки. Через все остальные калитки можно проходить, как угодно.
Калитка считается пройденной, если шар полностью пройдет под ней. Чтобы определить, прошел весь шар калитку или остался в ней, ручкой молотка проводят по калитке. Если ручка молотка даже слегка заденет шар, считается, что шар находится в «масле» (в калитке).
Определение прохождения шара, прошёл или «застрял в масле».
Если шар остановился в створе калитки («застрял в масле»), полностью не пересёк линию калитки, а дополнительного удара нет, ход игрока закончился, то следующим ходом игрок должен выбить шар из ворот в обратном направлении движения шара по маршруту, после чего его ход заканчивается.
Проход калитки можно произвести в следующий свой очередной ход. Аналогичные действия совершаются, если шар остановился в «мышеловке» (4-11, см. схему), выбить шар можно в обратном направлении или в стороны.
Если игрок имеет ещё один дополнительный удар, а шар остановился в створе калитки, то игрок дополнительным ударом завершает прохождение калитки.
Выбивание застрявшего в «масле» шара, производится в обратном направлении прохождению, для «мышеловки» -
в трёх направлениях: обратно и в стороны (зелёные стрелки). Чёрной стрелкой показано направление прохождения «мышеловки».
Если шар остановился в створе калитки («застрял в масле»), ход игрока закончился, но в этот шар попадает другой шар, тем самым протолкнув его через калитку, проход засчитывается шару, застрявшему в «масле». Если второй шар, которым попали, тоже проходит калитку, то ему также засчитывается прохождение при условии, что шары прошли правильную калитку (которую надо пройти в текущий момент, согласно маршруту) и в правильном направлении. Аналогично засчитывается проход, если в данной ситуации игровой шар попадает в третий шар, который проталкивает застрявший шар и проходит сам.
Проталкивание застрявшего шара третьим, красный игровой шар, если имеет право, сталкивается или рокирует синий, после чего делается крокетный удар; если столкновение (не имеет право на рокировку), то ход заканчивается.
Если игровой шар (шар, которым играют), попавший в застрявший шар (шар в «масле») или в третий, имеет право на рокировку, после остановки шаров делается крокетный удар и свободный.
Уход шара за пределы игрового поля, аут
Если шар выкатился за пределы игрового поля (аут), игрок теряет ход. В следующий ход игрок выставляет свой ушедший шар на границе поля в точке выхода.
Если после рокировки рокирующий игровой шар (которым играют) выкатился за пределы игрового поля (аут), а на поле остался рокируемый шар (в который попали), ушедший рокирующий игровой шар берётся в руку и устанавливается вплотную к рокируемому шару с нужной стороны для крокетного удара.
Рокирующий шар (которым играют, красный на схеме) попадает в другой шар, делает рокировку и уходит за пределы поля.
Все действия, как при обычной рокировке.
Если после рокировки рокируемый шар (в который попали) выкатился за пределы игрового поля (аут), рокируемый шар выставляется на поле, в точке, где он ушёл на расстоянии 20 см (или на длину ударной части молотка) от границы. Рокирующий шар берётся в руку и устанавливается вплотную с рокируемому шару с нужной стороны, и производится крокетный удар.
Рокируемый шар (в который попали, синий на схеме) уходит за пределы поля, выставляется на расстоянии ударной части молотка от границы, от точки выхода. Далее все действия, как при обычной рокировке.
Попадание шара в колышек
Если шар попадает в свой колышек, не пройдя все калитки по маршруту, то для этого шара игра начинается снова с первой калитки, когда подойдёт очередь хода, независимо от того, каким образом это произошло: игрок ударом направил свой шар в колышек или это произошло от попадания другим шаром.
Попадание в противоположный колышек даёт дополнительный удар (описано выше в «Дополнительные удары»).
Партию выигрывает команда, шары которой первыми пройдут весь путь, через все калитки, и коснутся своего колышка, то есть «заколются».
Крокет — игра тактическая, и общий успех команды зависит от согласованной игры всех игроков команды (если игра парная), а не от удачи одного из них. Играть в команде — играть не только своим шаром, но и помогать шарам партнеров, ставя их на удобные места (позиции) и, наоборот, сбивать с позиций шары противников, делая рокировки.
Правила игры в Русский крокет
Очередь ударов
1. В течение всей игры игроки обязаны соблюдать строгую очередь ходов. Каждый играет своим шаром. Или шарами, если одиночная игра двумя шарами.
2. Порядок шаров и игры ими: синий, красный, чёрный, жёлтый. Синий и чёрный играют против красного и жёлтого.
Или, при маркировки полосами, играют красные против чёрных, первый шар с одной красной полосой, затем, шар с одной чёрной, потом с двумя красными и далее с двумя чёрными.
Следует соблюдать строгое чередование цветов.
3. Перед началом игры путем жребия команды решают, какая из них, играет синим и чёрным, а какая красным и желтым. Команда (игрок) играющие синим и чёрным шарами начинают игру, красный и жёлтый — выбирает ту или иную половину площадки.
Или, при маркировки полосами, какая играет красными, а какая черными шарами (черным и синим). Красные начинают игру, черная — выбирает ту или иную половину площадки.
Пропуск очереди
4. Если игрок пропустил свой удар, то он теряет право на него до следующей очереди.
Игра вне очереди
5. Если игрок сыграл своим шаром вне очереди, и ошибка обнаружена, все достигнутые этим ударом результаты аннулируются: игравший шар и все им сбитые ставятся на прежние места.
6. Если игрок сыграл своим шаром вне очереди и после этого было сделано еще несколько ударов другими, то положение шаров, достигнутое в результате всего этого, не меняется, но игрок, допустивший ошибку, штрафуется — лишается права на удар в следующей очереди.
Удар
7. При ударе молоток можно держать любым способом. Запрещается наносить удары боковой стороной молотка и рукояткой. Разрешается удары только ударными плоскостями (и выпуклой, для крокетных ударов из-под ноги, в соответствии с конструкцией молотка).
8. Удар по шару должен быть именно ударом, ни в каком случае не толчком или движком. Под движком надо понимать такой удар, когда молоток, производя удар по шару, проходит некоторое расстояние в соприкосновении с ним.
9. В случае неправильного удара см. п. 8, шар игравшего и все сбитые им шары ставятся на прежние места, и удар считается потерянным.
10. Касание молотком шара при ударе приравнивается к самому удару, то есть, если, готовясь к удару, игрок коснется шара, то считается, что удар уже сделан.
На основании этого игрок, если ему невыгодно сдвигать шар с позиции, может совершить «нулевой» удар, прикоснуться к своему шару молотком.
11. Во время игры касаться молотком чужих шаров не разрешается. Если, готовясь к удару по своему шару, игрок коснется чужого, то он теряет право на удар, а чужой шар, если он был стронут с места, ставится на прежнюю позицию.
12. Не разрешается убирать или отодвигать другие шары для получения более удобного положения при ударе по своему шару.
Прохождение ворот
13. Ворота считаются пройденными, если шар полностью пройдет под ними. Чтобы определить прошел ли весь шар ворота или остался в них, ручкой молотка проводят по воротам. Если ручка молотка хоть чуть заденет шар, считается, что шар находится в «масле» (в воротах).
14. Если шар оказался «в масле», а игрок имеет ещё один дополнительный удар, то игрок завершает прохождение. Если игрок не имеет дополнительного удара, ход заканчивается. В следующий очередной ход его нельзя проводить далее, а необходимо обратным ударом вывести из ворот, чтобы потом, в следующий ход, попытаться пройти их.
15. Шар, ударившийся о боковые стойки ворот и прошедший их, считается сыгранным правильно.
16. Если при проходе ворот шар ударом сбивает их, удар перебивается.
Выход шара за границы площадки, аут
17. Если шар во время игры выйдет за границу игровой площадки, игрок теряет все дополнительные удары, ход заканчивается. Очередной ход начинается с линии границы в той точке, в которой шар пересёк линию границы.
Путь шара
18. Обязательно следует придерживаться следующего порядка прохождения шаром ворот. Смотрите схему проходов. От своего колышка шар сначала должен пройти свои первые ворота (1), вторые (2), затем ближние правые боковые (3), «мышеловку» на средине площадки (4), левые боковые дальние (5) (уже на половине противника), вторые ворота противника (6) (предпоследние от себя) и первые ворота противника (7), то есть последние от себя и ударить шаром в противоположный колышек (соперника). После удара об противоположный колышек, движение начинается обратный путь к своему колышку. После прохождения 8 и 9 ворот (первые и вторые ворота соперника), проходят левые ближние боковые ворота (10), затем «мышеловку» (11, она же 4), правые дальние боковые (12), вторые свои (13), первые свои (14). Завершается игра ударом шара в свой колышек, шар «закалывается», то есть считается закончившим партию и выбывает из игры. После «закалывания», ход переходит следующему игроку.
Запрещается проводить шар через ворота в обратном направлении пути (для установки на позицию), для дальнейшего прохождения в правильном направлении.
Начальный удар
19. При начальном ударе шар ставится в любом месте между колышком и первыми воротами, но не ближе к ним, чем на 20 см.
20. В случае неудачного начального удара, если первые воротца не пройдены, шар убирается с поля и следующим ходом перед ударом игрок опять ставит шар на позицию руками.
Что дает прохождение ворот
21. Игрок в начале хода имеет один удар. Но если этим ударом он проходит ворота, то получает право еще на удар.
22. Если игрок с одного удара пройдет сразу двое ворот, при начальном ударе первые и вторые, то он получает право на два удара. В таком случае один удар обычно используют, чтобы поставить шар на позицию, а вторым уже идут через боковые третьи ворота.
23. За проход «мышеловки» игрок также получает два удара. Прохождение «мышеловки» засчитывается только при правильно её прохождении (по линии 3 — 5 ворот и 10 — 12, см. схему), при «боковом» выходе шара (попадание в штангу ворот), приравнивается к прокатыванию шара по полю, «мышеловка» считаются не пройденной, дополнительный удар не даётся.
24. Если игрок сразу с первого удара, имея два дополнительных удара (после прохождения ворот 1 и 2 с одного удара), пройдет ворота (боковые 3), то с проходом их имевшийся второй удар теряется, но даётся дополнительный удар за прохождение ворот, то есть дополнительные удары не суммируются. Суммируются только дополнительные удары за прохождение пары первых ворот (1 и 2, 6 и 7, 8 и 9, 13 и 14, см. схему проходов).
Заколка шара и удар о чужой колышек
25. Удар о чужой колышек (см. п. 18) дает, как и проход ворот, право на дополнительный удар, который производится с места остановки шара после отскока от колышка.
26. «Заколоться» — значит удариться своим шаром о свой колышек (стартовый); «заколоть» — ударить шар противника о его же столбик.
27. Игрок, «заколовшийся» случайно о свой столбик или «заколотый» противником, не пройдя все ворота, начинает игру снова по правилам начального удара. Или, если он прошёл все ворота, был «разбойником» (см. п 29) — выбывает из игры, как окончивший свою партию.
28. «Заколоть» шар противника можно послав его на колышек крокетным ударом после рокировки (см. п. 30).
«Разбойник»
29. «Разбойником» называется шар, прошедший все ворота туда и обратно и не «заколовшийся» о свой колышек. Так как «разбойник» фактически уже закончил свою игру, в его задачи входит в дальнейшем, пользуясь правом рокировки (см. п. 30), ставить шары своих партнеров на позицию и, наоборот, сбивать с позиций шары противников. Для «Разбойника» ворот «не существует», он не может застрять «в масле» (см. п. 13).
Рокировка
30. Рокировать — значит попасть своим шаром «бойцом» в другой «живой» шар, который является «бойцом».
Сделавший рокировку получает право на два удара, крокетный и свободный, и этим получает возможность ставить на позицию шары партнеров, сбивать с позиций шары противников и «закалывать» их.
31. Крокировать имеет право «разбойник» всегда, а простые шары лишь те, которые прошли «мышеловку», стали «бойцами». Шар, который еще не прошел «мышеловку» называется «юнга». Столкновение шаров, если хотя бы один из них «юнга», является столкновением, после которого не даётся никаких дополнительных ударов, но, если игрок имеет заработанные дополнительные удары до столкновения, он играет их.
32. Рокировав шар, производится крокетный удар из-под ноги. Свой шар берётся в руки и приставляется вплотную к рокированному шару (в который попали) вплотную, с любой стороны, в зависимости от тактики игры. Игрок прижимает свой шар к земле ногой, становясь подошвой, и затем ударяет молотком по своему шару так, чтобы рокированный шар отскочил в нужном направлении. После чего играется ещё один дополнительный удар. Если при этом ударе свой шар выскочит из-под ноги игрока, игрок теряет право на ещё один дополнительный удар.
33. Рокированный шар становится «мёртвым» для шара, которым рокировали. При попадании в «мёртвый» шар ход заканчивается.
34. Повторно можно рокировать рокированный ранее шар только после прохода очередных ворот. После прохождения ворот, все «мёртвые» шары становятся «живыми».
35. «Разбойник», рокировав шар, может играет только крокетный удар, ещё один дополнительный не даётся. Так же, при рокировке своего или чужого «разбойника», даётся только один крокетный удар.
36. «Разбойник» может рокировать все шары, но только один раз за ход.
Проведение другого шара через ворота
37. Игрок имеет право ударом, своим шаром пробить любой шар через ворота. В такой ситуации проход ворот забитому шару засчитывается, но ему не даётся дополнительный удар. Если шар игрока, пробив другой шар через ворота, сам не прошёл ворота, то ход заканчивается, если не было ранее полученных дополнительных ударов.
Если оба шара «бойцы», произошла рокировка (см. п 30).
Результат игры
38. Партию выигрывает та команда, чьи шары все первыми окончат игру, то есть «закололись» о свои колышек.
39. Игра проходит двумя партиями. Сыграв первую, команды меняются сторонами площадки.
40. Если первую партию выигрывает одна команда, а вторую — другая, то играется третья решительная, которая и дает окончательный результат.
Ю.А. Илюхин и группа игроков, Croquet-Club.Com, последняя редакция 2022 г.