|
|||||||||
в) Площадка для игры в крокет, размеры и форма кортаИгра проходит на ровной площадке длиной 11 метров и шириной 5 метров, допускается, по договорённости сторон, дополнительно увеличить площадку по 1м с каждой стороны. Поверхность площадки должна быть ровной и достаточно твердой, чтоб не было ни выбоин, ни возвышений, которые могут повлиять на движение шаров. Площадка для игры в крокет должна быть из утрамбованного песка, мелеого гравия, либо газон с коротко подстриженной травой, или площадка с искусственным покрытием. Границы площадки окаймляются ясно проведенными линиями, для чего можно использовать мел, натянуть низко над поверхностью площадки белый шнур, или прочертить линию в виде неглубокой канавки.
Расстановка ворот и колышков на площадке производится по определенному порядку следующим образом, см. схему. Из угла в угол площадки, 11 х 5 м, намечаются линии диагоналей. Точка пересечения этих линий будет центром площадки А. Над этой точкой ставится «мышеловка» — двое ворот, вбитых в землю крест-накрест, параллельно сторонам площадки. На длинной осевой линии отмечаются точки Б1 и Б2 на расстоянии 2 м от центра, в стороны от Б1 и Б2 откладывается по 2 метра и отмечаются точки В1 и В2, Г1 и Г2. По осевой линии от точек Б1 и Б2, на расстоянии 2 м отмечаются точки Д1 и Д2. От точек Д1 и Д2 на расстоянии 1 м — точки Е1 и Е2. От точек Е1 и Е2 на расстоянии 0,5 м отмечаются точки Ж1 и Ж2, в которые вбиваются колышки, красный и чёрный.
Над точками В1 и В2, Г1 и Г2, Д1 и Д2, Е1 и Е2 вбиваются воротца так, чтоб они стояли параллельно коротким линиям площадки и перпендикулярно к длинным — боковым. Таким образом, мышеловка стоит в центре площадки, а остальные ворота вбиваются строго симметрично на обеих половинах площадки. Допускается разметка поля длиной молотка (длина 90 см), при такой разметке рекомендуется разметку производить от колышка до колышка (полмолотка, молоток, два молотка, … ), предварительно наметив ось. г) Играющие стороныВ игре участвуют две играющие стороны, одна из которых играет шарами с красными полосами, а вторая — с чёрными, от одной до четырёх полос на шарах. Или шарами красным и желтым против черного и синего, дополнительно, зелёный и коричневый против розового и белого шаров. Многие современные наборы для крокета имеют шары, окрашенные полностью: красный, жёлтый, чёрный и синий. В игре могут участвовать два, четыре, шесть или восьми игроков — каждый игрок играет только своим шаром и может наносить удары молотком только по нему. д) Порядок игрыИгра совершается при помощи удара деревянным молотком по шару. Игрок, делающий ход, бьющий по шару, называется «страйкером» (от англ. Striker — молотобоец). Шар, которым он играет в течение этого хода, называется «страйкер-шаром» (от англ. Strike — ударять, наносить удар, бить, т.е. шар по которому бьют). Второй шар его стороны (команды) в течение этого хода называется «шаром-партнёром». Страйкер не имеет права ударять молотком по шару партнёру или любому другому шару стороны противника. Но имеет право своим страйкер-шаром ударять по шару партнёру или любому другому шару стороны противника. Нанося удар по страйкер-шару (своему шару), игрок приводит в движение не только свой шар, но и другие шары попаданием в них (делая крокировку), и зарабатывает дополнительные удары, дополнительный удар даётся за прохождение воротец или касание противоположного колышка. Запрещается наносить удары боковой стороной молотка и рукояткой. Разрешается только ударным плоским концом ударной части молотка. Игрок, собирающийся пройти через воротца («мышеловку») и при прохождении касающийся каких-либо шаров (а т.е., в свою очередь, других), обязан об этом объявить, причём должна указываться последовательность касаний. Перед ударом по шару игрок объявляет о своих действиях: «Прохожу первые воротца», «Крокирую шар», «Прохожу воротца, своим шаром задеваю красный, красный задевает черный», «Крокирую желтый, желтый отскакивает в красный, красный встает в масло» и т.д., в зависимости от намеченного им действия. Если игрок не выполняет «заказ» (или выполняет не в той последовательности), то лишается права дополнительных ударов, т.е. при успешном прохождении ворот («мышеловки») прохождение засчитывается, но дополнительный удар не предоставляются. Можно сбивать с позиции шары противника без всякого объявления, после этого, ход переходит к следующему игроку. Это условие, объявление действий, может быть не обязательным для начинающих игроков. Начало игры, первый удар. Шар ставится в любом месте между колышком и первыми воротами, но не ближе к ним, чем на ударную часть молотка.
При успешном прохождении ворот игрок получает право на дополнительный ход. При прохождении двух ворот одновременно, а также при прохождении «мышеловки» (4 — 11 точка прохода, см. схему) игрок получает право на два дополнительных хода. Т.е., если мы начинаем игру и с одного удара проходим сразу первые двое ворот, то получаем два дополнительных хода и появляется гораздо больше шансов за эти два хода пройти третьи ворота, получить снова один дополнительный ход и т.д.
В какой-то момент игрок совершает ошибку и в игру вступает игрок с шаром, маркированным одной черной полоской (чёрный шар). Он начинает играть, двигаясь навстречу от черного колышка. Затем очередь игрока с шаром с двумя красными полосками (жёлтый шар), потом — с двумя черными (синий шар), и опять вступает в игру первый игрок с шаром с одной красной полоской (красный шар). Если шар не прошел ворота, а застрял в них — оказался в «масле», ход переходит к следующему игроку. Когда опять дойдёт очередь до шара в «масле», играть вперед нельзя: шар надо выбить из ворот, и ход снова перейдет к следующему игроку, и только дождавшись следующей очереди, можно будет проходить данные ворота. Если шар оказался «в масле мышеловке», то он может выйти из этого положения только с помощью другого шара. Пока шар находится в «мышеловке», игрок пропускает ходы, до тех пор пока его не выбьет другой шар. При игре один на один, допускается (по договорённости сторон) выбивать шар из «масла мышеловки» обратным ударом, как при попадании в «масло» ворот. Запрещается проводить шар через ворота в обратном направлении пути (для установки на позицию), для дальнейшего прохождения в правильном направлении. Шар, прошедший «мышеловку» получает право крокировать другие шары, но только те, которые также прошли «мышеловку». Прохождение «мышеловки» засчитывается только при правильном её прохождении (по линии 3 — 5 ворот и 10 — 12, см. схему), при «боковом» выходе шара (попадание в штангу ворот), приравнивается к простому удару, «мышеловка» считаются не пройденной. Крокировать можно шар как своей, так и чужой команды. Если игрок попадает в объявленный шар, он получает право на два дополнительных хода. При первом ходе выполняется крокетный удар — игрок должен поднести рукой свой шар и поставить его вплотную с любой (нужной ему) стороны к крокированному шару. Второй ход игрок делает обычным образом. Крокировка очень обогащает игру, вносит в нее разнообразие. Например, с помощью крокетных ударов можно «убивать», шары противника. Это происходит, когда шар противника посылается на его же колышек (стартовый). После касания о колышек шар начинает игру сначала, дождавшись своего очередного хода. Шар, прошедший весь путь в прямом направлении и ударившийся о противоположный колышек, а затем прошедший весь путь в обратном направлении и ударившийся о свой колышек, от которого начал свой путь, заканчивает игру. Такой шар называют «заколовшимся». Ход переходит следующему игроку. Если шар, пройдя последние воротца сумеет не коснутся своего колышка, то он становится «разбойником». «Разбойник» фактически закончил игру, ему для ее окончания нужно лишь при очередном ходе удариться о свой колышек — «заколоться». В его задачи входит ставить на позиции шары своей команды и сбивать шары противника. В основном «Разбойник» занимается крокированием. Партию выигрывает команда, шары которой первыми пройдут весь путь и коснутся своего колышка. Правила игры в Русский крокетОчередь ударов§ 1. В течение всей игры игроки обязаны соблюдать строгую очередь ходов. § 2. Порядок шаров и игры ими таков: первым играет 1-й с одной красной полосой (красный), вторым — 1-й с одной чёрной полосой (чёрный), третьим — 2-й с двумя красными полосами (жёлтый), четвертым — 2-й с двумя чёрными полосами (синий), пятым — 3-й с тремя красными полосами, шестым — 3-й с тремя чёрными полосами, седьмым — 4-й с четырьмя красными полосами и восьмым — 4-й с четырьмя чёрными полосами, т.е. идет строгое чередование цветов. § 3. Перед началом игры путем жребия команды решают, какая из них, играет красными (красным и желтым), какая черными шарами (черным и синим). Красная партия начинает игру, черная — выбирает ту или иную половину площадки. Пропуск очереди§ 4. Если игрок пропустил свой удар, то он теряет право на него до следующей очереди. Игра вне очереди§ 5. Если игрок сыграл своим шаром вне очереди и ошибка обнаружена, все достигнутые этим ударом результаты аннулируются: игравший шар и все им сбитые ставятся на прежние места. § 6. Если игрок сыграл своим шаром вне очереди и после этого было сделано еще несколько ударов другими, то положение шаров, достигнутое в результате всего этого, не меняется, но игрок, допустивший ошибку, штрафуется — лишается права на удар в следующей очереди. Удар§ 7. При ударе молоток можно держать любым способом. Запрещается наносить удары боковой стороной молотка и рукояткой. Разрешается только ударным плоским концом. § 8. Удар по шару должен быть именно ударом, ни в каком случае не толчком или движком.
§ 9. В случае неправильного удара см. § 8, шар игравшего и все сбитые им шары ставятся на прежние места, и удар считается потерянным. § 10. Касание молотком шара при ударе приравнивается к самому удару, т.е., если, готовясь к удару, игрок только коснется шара, то считается, что удар уже сделан. На основании этого игрок, если ему невыгодно сдвигать шар с позиции, может ограничиться просто прикосновением к нему молотком. § 11. Во время игры касаться молотком чужих шаров не разрешается. Если, готовясь к удару по своему шару, игрок коснется чужого, то он теряет право на удар, а чужой шар, если он был стронут с места, ставится на прежнюю позицию. § 12. Не разрешается убирать или отодвигать другие шары для получения более удобного положения при ударе по своему. Прохождение ворот§ 13. Ворота считаются пройденными, если шар полностью пройдет под ними. Чтобы определить прошел ли весь шар ворота или остался в них, ручкой молотка проводят по воротам. Если ручка молотка хоть чуть заденет шар, считается что шар находится в «масле» (в воротах). § 14. Если шар оказался «в масле», то в следующий очередной удар его нельзя проводить далее, а необходимо обратным ударом вывести из ворот, чтобы потом, когда дойдет новая очередь удара, попытаться пройти их. § 15. Шар, ударившийся о боковые стойки ворот и прошедший их, считается сыгранным правильно. § 16. Если при проходе ворот шар ударом вырвет их, удар перебивается. Выход шара за границы площадки§ 17. Если шар во время игры выйдет за границы площадки, то он ставится на расстоянии одной ударной части молотка (не ручки) от той точки, в которой он выкатился, пересек линию, а игрок теряет все текущие ходы. Путь шара§ 18. Обязательно следует придерживаться следующего порядка прохождения шаром ворот. От своего колышка шар сначала должен пройти свои первые ворота (1), вторые (2), затем ближние правые боковые (3), мышеловку на средине площадки (4), левые боковые дальние (5) (уже на половине противника), вторые ворота противника (6) (предпоследние от себя) и первые ворота противника (7), т.е. последние от себя.
Пройдя первые ворота противника (т.е. последние от себя), шар должен стукнуться о колышек и после этого начинать обратный путь: первые ворота (8), вторые (9), левые боковые (10), мышеловка (11), правые боковые (12), вторые (13) и первые (14). Ударившись после этого о свой колышек, шар «закалывается», т.е. считается кончившим партию и выбывает из игры. После «закалывания», ход переходит следующему игроку. Запрещается проводить шар через ворота в обратном направлении пути (для установки на позицию), для дальнейшего прохождения в правильном направлении. Начальный удар§ 19. При начальном ударе шар ставится в любом месте между колышком и первыми воротами, но не ближе к ним, чем на ударную часть молотка. § 20. В случае неудачного начального удара, если первые воротца не пройдены, шар убирается с поля и следующим ходом перед ударом игрок опять ставит шар на позицию руками. Что дает прохождение ворот§ 21. Игрок в начале хода имеет один удар. Но если этим ударом он проходит ворота, то получает право еще на удар. § 22. Если игрок с одного удара пройдет сразу двое ворот, например, при начальном ударе первые и вторые, то он получает право на два удара. В таком случае один удар обычно используют, чтобы поставить шар на позицию, а вторым уже идут через боковые ворота. § 23. За проход «мышеловки» игрок также получает два удара. Прохождение «мышеловки» засчитывается только при правильно её прохождении (по линии 3 — 5 ворот и 10 — 12, см. схему), при «боковом» выходе шара (попадание в штангу ворот), приравнивается к простому удару, «мышеловка» считаются не пройденной, дополнительный удар не даётся. § 24. Намереваясь проходить ворота, игрок обязательно должен объявить об этом. В противном случае пройденные ворота засчитываются, но дополнительный удар теряется. Если же игрок сразу с первого удара, имея два дополнительных удара (после прохождения ворот 1 и 2 с одного удара), пройдет ворота (боковые 3), то с проходом их имевшийся второй удар теряется, т.е. дополнительные удары не суммируются. Заколка шара и удар о чужой столбик§ 25. Удар о чужой столбик (см. § 18) дает, как и проход ворот, право на дополнительный ход, который производится с места остановки шара после удара, о колышек. § 26. «Заколоться» — значит удариться своим шаром о свой колышек (стартовый); «заколоть» — ударить шар противника о его же столбик. § 27. Игрок, «заколовшийся» случайно о свой столбик или «заколотый» противником, начинает игру снова по правилам начального удара, или, если он был «разбойником» (см. § 30) — выбывает из игры, как окончивший свою партию. § 28. «Заколоть» шар противника можно, или послав его на колышек ударом своего шара, или предварительно скрокировав его (см. § 31). «Мертвый» шар§ 29. Шар становится «мертвым» после удара о колышек противника, пока не пройдёт первые, со стороны соперника, воротца.
Если чужой шар тем или иным путем коснется «мертвого», он также становится «мертвым» — такой шар называется «покойник» и снимается с поля до следующего своего хода, «покойник» начинает игру снова с начального удара. «Разбойни껧 30. «Разбойником» называется шар, прошедший все ворота туда и обратно и не «заколовшийся» о свой столбик. Так как «разбойник» фактически уже закончил свою игру, в его задачи входит в дальнейшем, пользуясь правом «крокировки» (см. § 31), ставить шары своих партнеров на позицию и, наоборот, сбивать с позиций шары противников. Для «Разбойника» ворот «не существует», он не может застрять «в масле» (см. § 13). Крокировка§ 31. Крокировать — значит попасть своим шаром в намеченный шар. Сделавший крокировку получает право на два удара и этим получает возможность ставить на позицию шары партнеров, сбивать с позиций шары противников и «закалывать» их. § 32. Перед тем, как крокировать, обязательно следует объявить, какой именно шар намечен. Крокировка, сделанная без объявления, никаких преимуществ не дает и приравнивается к обычному удару. § 33. Если игрок объявил крокировку одному шару, но задел другой или другой шар и крокируемый, крокировка считается не состоявшейся; никаких дополнительных ударов игрок не получает, ход переходит следующему игроку. § 34. Если при крокировке игрок промахивается, он также теряет право на второй удар, если таковым обладал вначале (например, после прохода мышеловки). § 35. Крокировать имеет право «разбойник» всегда, а простые шары лишь те, которые прошли «мышеловку». Шар, который еще не прошел «мышеловку» называется «каракульча» (название от молодого барашка или каракуля).
§ 36. Простые шары, имеющие право крокировать, могут объявлять крокировку лишь непосредственно после прохода тех или иных ворот и всего только одному шару, но, получив от данной крокировки два удара и пройдя следующие ворота, снова получают право на крокировку одного шара и т. д. § 37. Игрок, имеющий два удара, может крокировать только с первого, теряя в случае промаха дальнейший удар. § 38. «Разбойник» может крокировать сразу, как только доходит очередь его удара. В одну очередь он может крокировать сколько угодно шаров, пока не потеряет права (см. § 33 и § 34), но один и тот же шар лишь один раз. § 39. «Разбойник», скрокировав шар, может играть им двумя способами — ударом из-под ноги или свободным ударом. § 40. Удар из-под ноги производится так: к скрокированному шару вплотную с любой стороны приставляется «разбойник»; игрок прижимает его к земле ногой, становясь подошвой, и затем ударяет молотком по «разбойнику» так, чтоб скрокированный шар отскочил в желаемом направлении. Если при этом ударе «разбойник» выскочит из-под ноги ударяющего, игрок теряет право на дальнейший удар. § 41. При свободном ударе «разбойник» приставляется к скрокированному шару вплотную с любой стороны. Ударяя свой шар в желаемом направлении, игрок вместе с ним сбивает крокированный шар и после этого теряет право на удар. § 42. Простой шар, скрокировав другой, может играть им только свободным ударом. При этом, если сдвигается и крокированный шар, то играющий шар не теряет второго удара. § 43. И удар из-под ноги, и свободный считаются за игровой удар, т.е. за первый из двух полученных после крокировки. § 44. Не разрешается крокировать шар, находящийся к крокирующему шару ближе, чем на длину всей ручки молотка (или 1 м). § 45. Если шар, катясь после прохода ворот, заденет какой-либо шар, то он не имеет права его крокировать сейчас же. § 46. Нельзя крокировать тот шар, который, пройдя последние ворота (первые ворота противника), ударился о чужой колышек, т.к., начав обратный путь, еще не прошел этих первых ворот. § 47. Простой шар крокировав своего «разбойника» получает один дополнительный удар, а не два, как при крокировке простого шара (см. § 36). § 48. Крокировав «разбойника» противника даётся один дополнительный ход. Можно сделать крокетный удар (отправив «разбойника» подальше) или произвести свободный удар. § 49. «Разбойники» соперников могут крокировать один другого, получая один дополнительный удар. Проведение шара через ворота§ 50. Игрок имеет право проводить своим шаром шар партнера через ворота, заявив об этом. Если проводка удалась, то ведущий шар получает дополнительный удар, как в том случае, когда шар проходит ворота, а другой шар остается ждать своей очереди и никаких дополнительных ударов не получает. Поэтому иногда такая проводка и невыгодна; например, если игрок провел другой шар через «мышеловку», этот шар, дождавшись очереди, имеет только один удар, в то время как, пройдя самостоятельно «мышеловку», он получил бы два удара. Результат игры§ 51. Партию выигрывает та команда, чьи шары все первыми окончат игру, т.е. «заколются» о свои колышек. § 52. Игра проходит двумя партиями. Сыграв первую, команды меняются сторонами площадки. § 53. Если первую партию выигрывает одна команда, а вторую — другая, то играется третья решительная, которая и дает окончательный результат. >>> Новая редакция Правил Русского крокета <<<
По теме: Российская история крокет
|
|
||||||||
|