Основные правила игры в крокет (The Basic Laws Of Association Croquet), спортивные правила
Основные правила игры в крокет — это упрощенный набор правил. Эти правила не являются турнирными, но дают основные знания, как играть в крокет. Для более детального изучения игры необходимо пользоваться Полными правилами игры в крокет.
Описание игры
Основные принципы игры в крокет изложены в пунктах 1–7. Более подробно описано в последующих пунктах, которые описывают некоторые особые ситуации, возникающие в игре.
1. Игра состоит из серии ударов по неподвижному шару, которые наносят специальным молотком. Один игрок играет синий и черный шары, другой красный и желтый (или зеленый и коричневый против розового и белого).
2. Игроки совершают свои ходы по очереди. За исключением начала игры (см. пункт 21), игрок может играть свой очередной ход любым, одним из двух своих шаров, который он выбирает в начале хода. Шар, выбранный гроком для игры в этом ходе, называется страйкер-шар (от англ. Strike – ударять, наносить удар, бить, т.е. шар по которому бьют).
3. Шар получает очко, пройдя сквозь ворота по маршруту в правильном направлении. Победителем становится игрок, первым проведя оба своих шара по маршруту через 12 ворот (см. схему 1) и ударивший шары о колышек, тем самым заработав 26 очков (12 очков за прохождение ворот и одно очко за касание колышка получает каждый из двух шаров).
4. Игрок, в начале своего хода имеет право только на один удар, если он не проходит ворота или не попадает в другой шар, его ход заканчивается.
5. Когда игрок ударом проводит свой шар сквозь ворота, он получает очко и право на дополнительный удар.
6. Когда страйкер-шар ударяет другой, «живой» шар (см. пункт 7, ниже), говорят, что страйкер рокировал этот шар, и он получает право на крокетный удар. Для совершения крокетного удара, страйкер-шар берут рукой и ставят вплотную к рокированному шару, который называют рокируемый шар. После чего игрок выполняет крокетный удар по своему шару, в результате чего оба шара должны придти в движение.
После крокетного удара страйкер делает дополнительный удар, если только его ход не заканчивается в результате ухода его шара за пределы игрового поля или по какой-либо другой причине.
7. Шар, который можно рокировать, называется «живым» шаром. Рокированный шар, после крокетного удара (от которого взяли крокет), называется «мертвым» шаром.
Страйкер не может брать крокет от «мертвого» шара, если он нарушает это правило, то его ход заканчивается (см. пункт 54).
В начале нового хода и каждый раз после прохождения страйкер-шаром ворот все шары становятся «живыми».
Таким образом, совершая серию ударов, страйкер может за один ход набрать несколько очков, несколько ударов за один ход называют – сыграть серию.
Схема 1. Разметка поля. Порядок прохождения ворот.
Параметры корта
8. Стандартный корт представляет собой прямоугольник 35 ярдов ( 32,00 м ) на 28 ярдов ( 25,60 м ) (см. схему 1). Граница отмечена непрерывной белой линией. На расстоянии 1 ярд ( 0,91 м ) от границы проходит линия, которая называется «ярдовая линия», ярдовая линия не отмечается. Площадь между ярдовой линией и границей называют «ярдовой зоной».
9. Углы корта называют 1, 2, 3 и 4. На пересечении ярдовой линии и линии границы корта, ставят угловые колышки на линии границы, т.е на 1 ярд ( 0,91 м ) от угла (см. схему 2).
10. На ярдовых линиях, от углов 1 и 3 к углам 4 и 2, соответственно, отмечаются стартовые линии A и B длиной 13 ярдов ( 11,89 м ) (см. схему 1).
11. В центре устанавливается колышек и шесть ворот, см. схему 1. Порядок подсчета очков, прохождение ворот, показан стрелками.
12. Если имеющаяся площадка не позволяет организовать стандартный корт, то корт можно уменьшить, уменьшив пропорционально все размеры, за исключение ярдовой линии, она остается не изменой, 1 ярд ( 0,91 м ) от границы корта (см. схему 2).
13.Ворота изготавливаются из металла и окрашены в белый цвет. Высота 12” (дюймов) ( 30,48 см ), внутреннее расстояние между штангами 3 3/4” (9,4 см) до 4” ( 10,16 см ) (размеры ворот для турниров указываются в регламенте турнира и как правило, внутренняя ширина ворот больше размера шара на 1/16” ( 1,5 мм ) и 1/8” ( 3 мм ) (зазор между шаром и штангой). Верхняя штанга первых ворот окрашена в синий цвет, верхняя штанга последних ворот ( Rover – разбойник, «разбойничьи ворота») окрашена в красный. Все ворота на игровом поле должны быть надёжно зафиксированы.
14.Центральный колышек сделан из дерева, диаметр 1 1/2” ( 3,81 см ), высота 18” ( 45,72 см ). Существуют съемные надставки, для крепления зажимов (прищепок).
16.Молоток состоит из головки, ударной части, и длинной ручки, закрепленной в центре головки под прямым углом к ней. Главка молотка должны быть изготовлены из дерева или другого твердого материала. Торцы головки (ударные плоскости) должны быть идентичными.
17. Каждому шару соответствует клипса (прищепка) такого же цвета, в начале игры, крепятся на первые ворота, а затем переносится на следующие ворота, которые надо пройти в следующем ходу, или колышек. При прохождении первых шести ворот, клипса крепится на верхнюю горизонтальную штангу, а на последующих шести воротах, крепятся на боковую вертикальную штангу.
19.Колышек, клипсы, угловые флажки и колышки, являются аксессуарами, которые могут быть временно удалены с поля, если они мешают страйкеру, находятся на пути.
Одиночная игра
Начало игры
20. Победитель жеребьевки (подбрасывание монеты) имеет выбор, начать игру первым или выбрать шары, которыми он будет играть. Если он выбирает начать игру, то его соперник выбирает шары и наоборот.
21. Первый игрок начинает играть любым из своих шаров с любой точки стартовой линии А или Б. После завершения его хода противник делает тоже самое. Третьим и четвертыми ходами аналогично вводят в игру оставшиеся два шара. С пятого хода страйкер может выбирать, каким из двух своих шаров он будет играть в свой ход (см. пункт 2).
22. Первые четыре хода игры являются обычными ходами, в которых можно зарабатывать очки и рокировать другие шары. Положение, когда шар ушел или остановился около границы корта, рассматривается в правилах 10-12 полных правил крокета.
23. Шар считается ушедшим, если он будет касаться вертикальной плоскости поднятой от внутреннего края границы. Единственная ситуация когда ход страйкера заканчивается, если это произошло во время крокетного удара (см. пункт 37) .
24. В конце каждого удара страйкер должен возвращать на корт ушедшие шары, за исключением страйкер-шара, если им собираются взять крокет (см. пункт 32) . Ушедшие шары выставляются на ярдовую линию в точке, ближайшей к месту ухода шара с корта.
25. В конце каждого удара страйкер должен возвращать ушедшие шары, лежащие между ярдовой линией и границей, за исключением страйкер-шара во время хода, на ярдовую линию в точке, ближайшей к месту, где они лежат.
26. Если страйкер-шар находится в ярдовой зоне, им играют с того места, где он лежит, если его ход закончился, то его ставят в ближайшей точке ярдовой линии.
27. Если ближайшая точка на ярдовой линии занята другим шаром или шарами, то шар ставят на ярдовую линию вплотную к стоящиму на ярдовой линии шару с любой стороны на выбор.
Рокирование
28. Страйкер-шар делает рокирование когда попадает в «живой» шар (см. пункт 7). Рокирование делается попаданием страйкер-шара в первый «живой» шар, даже если он ударился в ворота или «мертвый» шар в результате удара.
29. В конце удара, в котором сделано рокирование, если необходимо, страйкер ставит рокированный шар на ярдовую линию (см. пункт 25), а затем, если ход не завершен (см. пункт 50), поднимает свой шар, устанавливает его и выполняет крокетный удар (см. пункты 32 - 38).
30. Ход не заканчивается, если страйкер-шар или рокированный шар уходят за границу корта после рокирования.
31. Если в начале хода страйкер решает играть шаром, который входит в группу из двух или более шаров, находящихся в соприкосновении друг с другом, считается, что сделано рокирование шара, с которым он соприкасается, страйкер поднимает свой шар, устанавливает его и выполняет непосредственно крокетный удар.
Крокетный удар
32. Страйкер готовится к крокетному удару устанавливает страйкер-шар вплотную к рокированному шару, который нельзя сдвигать с места (за исключением, если его надо поставить на ярдовую линию (см. пункт 25)).
33. Любые другие шары группы находящиеся в соприкосновении, прежде чем страйкер-шар будет поднят, переставляют так, чтобы они касались рокируемого шара или касающихся его шаров, но не касались страйкер-шара.
34. В крокетном ударе рокированный шар называют крокируемым. Крокированный шар после удара становится «мёртвым».
35. Для выполнения крокетного удара страйкер бьёт по страйкер-шару так, чтобы крокируемый шар сдвинулся или качнулся (завибрировал). Если крокируемый шар остается неподвижным, совершен фол (см. пункт 53) и ход заканчивается.
36. Ход заканчивается, если после крокетного удара крокируемый шар уйдёт за границу корта.
37. Ход заканчивается, если после крокетного удара страйкер-шар уйдёт за границу корта, за исключением, если в этом ходе страйкер-шар проходит ворота, зарабатывает очко, или рокирует другой шар.
38.В конце крокетного удара страйкер ставит все шары кроме страйкер-шара на ярдовую линию, если это необходимо (см. пункт 25), затем, если не было рокирования (см. пункт 29) или не закончился ход (см. пункты 36, 37, 50), страйкер играет дополнительный удар с того места где лежит его шар.
Дополнительный удар
39. После крокетного удара или после прохождения ворот, страйкер играет дополнительный удар с того места, где остановился шар.
40. В конце дополнительного удара, если не было сделано рокирование (см. пункт 29) или не были пройдены ворота, страйкер ставит все шары на ярдовую линию, если это необходимо (см. пункты 24, 25) и ход заканчивается.
41. Дополнительные удары не суммируются: a) если рокирование происходит в результате крокетного удара, страйкер берет крокет и после этого играет один дополнительный удар; b) если страйкер одним ударом проходит ворота и делает рокирование, страйкер берет крокет и после этого играет один дополнительный удар; c) если страйкер проходит очередные ворота в крокетном ударе, он играет один дополнительный удар.
Прохождение ворот
42. Шар зарабатывает очки проходя ворота в определенном порядке и направлении (см. схему 1). Это называют «прохождение шара по маршруту».
43. Шар начинает проходить ворота когда его часть выходит за заднюю часть ворот, и заканчивается прохождение, когда шар полностью пересекает переднюю часть ворот, при условии, что шар не выкатился обратно в этом ударе (см. схему 3).
Схема 3. Прохождение ворот.
А - шар не начал проходить ворота; Б - шар начал проходить ворота; В - шар не прошёл ворота; Г - шар прошёл ворота.
44. Шар может быть проведен сквозь ворота за несколько ударов, при условии, что страйкер-шар не был поднят и перемещен в такое положение для крокетного удара.
45. Шар не может пройти ворота после рокирования другого шара, за исключением случая, когда рокированный шар находится за воротами, с неигровой стороны, в этом случае происходит рокирование и получение очка за прохождение ворот, в случае, что шар прошел сквозь ворота.
46. После удара, в котором страйкер-шар зарабатывает очко за прохождение ворот («за воротца»), страйкер играет дополнительный удар (шар ставят на ярдовую линию, если шар ушёл за границу корта), если он не сделал рокировку (тогда он берет крокет) ход заканчивается.
47. Если шар, не страйкер-шар, проходит очередные ворота (от удара другим шаром), шар зарабатывает очко, но дополнительный удар не даётся. В такой ситуации говорят, что шар «пропихнули» сквозь ворота. Зазор между шаром и стойками ворот очень мал, в английском языке используют слово «peeled» — потёртый, лысый, ободранный, т.е. последствия прохода, русское слово «пропихнули» более соответствует данной ситуации. Некоторые используют без перевода слово «пилинг» и «пропилили».
«Закалывание» шара
48. Когда шар пройдёт все 12 ворот, заработав 12 очков, он становится «разбойником» (rover ball), может получить последнее очко за удар о колышек — «заколоться» (см. дополнительно пункт 68 для гандикапной игры), или заставить «заколоться» другой «шар-разбойник».
49. После рокирования страйкер-шар не может «заколоться» в этом же ударе.
50. После закалывания шар и соответствующая клипса (17) удаляются с игрового поля, шар выходит из игры. Если страйкер-шар или рокированный шар «закалываются», ход заканчивается.
Закрытые шары
51. Шар закрыт от другого шара, если: а) ворота или колышек могут помешать прямому движению страйкер-шара по направлению, к какому-либо другому шару; или b) ворота или колышек мешают размаху молотка, для удара по этому шару; или c) страйкер-шар частично находится в «пасти» ворот.
52. Если в начале хода страйкер выбирает для игры шар: a) за положение которого ответственен противник (после крокетного удара, поражая ворота находящиеся в контакте с вашим шаром) и b) который закрыт от всех других шаров; и c) который находится в контакте с другим любым шаром,
тогда он может поднять этот шар и играть с любой точки стартовой линии А или В или играть с того места где он лежит.
Фолы
53. Страйкер должен держать молоток за ручку и замахиваться им так, чтобы ударить по шару ударной частью головки, в противном случае он совершает фол. Он также совершает фол, если, играя удар: a) касается сам или своим молотком любого другого шара; b) ударяет по своему шару более одного раза, за исключением ударов по причине помехи, созданной рокированным шаром или шаром, «заколотым» в этом ударе; c) прижимает свой шар к воротцам или колышку; d) в крокетном ударе крокируемый шар не сдвинулся или не завибрировать.
54. Если страйкер совершает фол, то его ход заканчивается, и он не получает никаких очков за этот удар. А его противник имеет право вернуть шары на их исходные позиции или оставить их в положениях, которые они заняли в конце хода.
Другие ошибки и нарушения.
55. Если страйкер намеревается ударить и ударяет своим молотком не по тому шару, которым он должен играть, или намеревается и берёт крокет от «мёртвого» шара, его ход заканчивается, а шары и зажимы возвращаются в те положения, которые они занимали после последнего правильного удара.
56. Если страйкер предпринимает попытку провести шар сквозь ворота, не идущие по порядку прохождения, его ход заканчивается, за исключением тех случаев, когда он играет крокетный удар, так как в этом случае он имеет право на дополнительный удар.
57. Противник не обязан предупреждать страйкера о совершении одной из этих ошибок. Однако никакое другое нарушение этого положения не приводит к завершению хода страйкера, поэтому, когда игроки выступают в качестве совместных арбитров игры, любой из них обязан как можно быстрее обратить внимание на любое нарушение, которое, как он подозревает, может быть совершено, или было совершено.
58. Если страйкер промахивается по шару, его ход заканчивается.
59. Если страйкер совершает больше ударов, чем он имеет право, шары и зажимы возвращаются в положения, которые они занимали после последнего правильного удара.
60. Если страйкер играет не тот удар, который он должен выполнить, например, не берёт крокет, когда должен его брать, шары и зажимы возвращают в их исходное положения, и он играет правильный удар, если только его ход не закончился по какой-либо иной причине.
61. Любая ошибка, не замеченная до первого удара хода противника, или другая ошибка, не замеченная до двух последующих ударов хода страйкера, игнорируется.
62. Если любой игрок смещает шар с его позиции (за исключением случаев, когда он действительно пытается ударить по нему), не возвращает шар на ярдовую линию, или возвращает шар на ярдовую линию неверно, такой шар должен быть помещён корректно сразу же, как только замечено нарушение, без применения штрафных санкций.
63. Страйкер может передвигать шар для того, чтобы его игре не мешали препятствия или повреждения на корте, и имеет право на переигровку, если был введён в заблуждение противником.
64. Любые другие нарушения необходимо исправлять так, чтобы минимизировать влияние на баланс игры.
Другие формы игры.
Гандикапные игры.
65. В гандикапной игре более сильный игрок предоставляет более слабому игроку фору, т.е. право на один или несколько добавочных ходов, которые называются бисками. Страйкер может сыграть один или несколько бисков по своему выбору в конце обычного хода, однако при этом он обязан играть тем же шаром. В начале биска все шары становятся «живыми».
66. Полубиском называется ход, в котором ни один из шаров не может заработать никаких очков. Один биск не может быть разделён на два полубиска.
67. Количество бисков, которые получает более слабый игрок, равняется разнице между гандикапами двух игроков.
68. В гандикапной игре игрок не может «заколоть» собственный шар прежде, чем его шар-партнёр станет «разбойником», кроме тех случаев, когда шар противника уже был «заколот».
Парная игра.
69. В парной игре с каждой стороны играют по два игрока. Существует два варианта парной игры. В первом, каждый из игроков играет собственным шаром. В начале хода игроки-партнёры решают, какой шар, и, следовательно, какой игрок, будет играть; игроки при этом не обязаны чередоваться в выполнении ходов. Ход заканчивается если игрок играет шар своего партнёра.
70. Второй вариант парной игры называется «Парная игра с чередованием ударов» (приложение 4 к Полным правилам крокета). В такой игре игроки одной стороны совершают удары по очереди на протяжении всей игры; партнёр игрока, игравшего последний удар предыдущего хода, играет первый удар следующего хода. Любой игрок стороны может играть любым шаром своей стороны.
71. В парной гандикапной игре количество бисков, которое получает более слабая сторона, равна половине разницы между совокупными гандикапами сторон, которую округляют с повышением до полубиска.
Сокращённые игры.
72. Допускаются варианты укороченной игры, например, состоящей из первых шести ворот, через которые нужно провести шар и «заколоться».
Распространенные заблуждения и основные пункты, которые необходимо помнить.
73. Шарами не обязательно играть по очереди (это делается только в гольф-крокете).
74. Делать рокирование и брать крокет можно прежде, чем прошли ворота (забрали очко за прохождение ворот).
75. Когда вы провели шар сквозь очередные ворота, вы можете рокировть и брать крокет от любого шара.
76. Точно так же, если вы начинаете новый ход, в том числе добавочный (биск), все шары снова становятся «живыми».
77. Если вы взяли крокет и ваш страйкер-шар прежде, чем прошёл очередные ворота, снова ударяет тот же самый шар, это не считается рокированием, и вы не имеете права на новый крокетный удар. Если всё же вы берёте крокет, то ваш ход заканчивается.
78. Вы имеете право на дополнительный удар после совершения крокетного удара или после прохождения очередных ворот, но вы не имеете права на два последовательных дополнительных удара.
79. Во время крокетного удара запрещено ставить ногу на свой шар (это считается фолом и ваш ход завершается).
80. Ваш ход не заканчивается, если при ударе, за исключением крокетного удара, вы:
1) сделали рокирование; или
2) провели шар сквозь очередные ворота.
81. Ваш ход заканчивается, если в крокетном ударе вы:
1) послали крокированный шар за границу корта;
2) послали ваш шар за границу корта, за исключением тех случаев, когда он сделал рокирование или прошёл воротца.
82. Ваш ход заканчивается, если вы совершили фол в любом ударе.
83. Ваш ход заканчивается, если вы играете не тем шаром.
84. Ваш ход не заканчивается, если вы делаете рокирование и:
1) рокированный шар уходит за границу корта;
2) ваш удар уходит за границу корта.
85. Ваш ход не заканчивается, если вы проводите шар сквозь ворота и после этого он уходит за границу корта.
86. Шар можно «заколоть» только после того как он прошел все свои ворота и страйкер-шар также прошёл все свои ворота.